Новые славные страницы в трудовую летопись вписали Железнодорожные войска в послевоенный период. Они участвовали в сооружении таких крупных линий, как Усть-Каменогорск — Зыряновск  

В 1950 году железнодорожным войскам было поручено строительство новой 186 километровой линии в горах Алтая - Усть-Каменогорск - Зыряновск. Она позволила обеспечить разворот работ по строительству Усть-Каменогорской и Бухтарминской гидроэлектростанций.

В марте 1953 г. открыто первое (пробное), рабочее движение поездов на линии Усть-Каменогорск — Зыряновск. Дорога вступила в строй действующих линии Защита — Зыряновск в декабре 1953 года.
Самосвал

 

Станция Защита

На севере, в Заульбинской части города, находится Защита — железнодорожная станция Усть-Каменогорска. Отсюда железно- дорожная линия идет на юго-восток — в Серебрянск и Зыряновск. Железная дорога, поднявшись от Усть-Каменогорска  на  сравнительно невысокую  плотину Усть-Каменогорской ГЭС, рельсовый  путь попадал возле неё в небольшой тоннель. Он появился там тоже не сразу -

дорога первоначально шла совсем рядом с плотиной, но некоторое время спустя, после пуска линии в эксплуатацию,  в этом месте случилась большая лавина, прочистить старый путь не смогли,  и построили новую дорогу в обход обвала с этим самым тоннелем. Водохранилище представляло собой довольно узенькое скалистое ущелье, и дорога дальше шла по самому берегу как бы на "полочке", специально вырубленной для этого в скалах. Это  был практически  тот же тоннель с глухой бетонной стеной  в сторону  скалы, бетонной

Тоннель

Железная дорога

крышей и колоннадой со стороны водохранилища - такая вот защита от лавин и камнепадов. В районе платформы "О.п. 75 км" поезд перебирался с левого на правый берег водохранилища и подъезжал к вокзалу Серебрянска. Сразу за Серебрянском железная дорога уходила в обход плотины Бухтарминской ГЭС на очень крутую гору, на такой подъём - поездам, шедшим в Зыряновск, прицепляли на этой станции ещё  один  такой же тепловоз до Бухтармы.

А поезда, шедшие обратно, обязательно останавливали на разъезде в Селезнёвке и тщательно проверяли у  них перед этим спуском все буксы и тормоза... За Бухтармой железная дорога  уже шла ровнее. Железная дорога, хоть и заходила в Зыряновск,  но пассажирские поезда не доходили до самого города километров семь - вокзал для них был сделан в посёлке Зубовка.

Тип железной дороги: Усть-Каменогорск – Зыряновск: однопутная, неэлектрифицированная, с полуавтоматической блокировкой.
Ж.д. Мост

 

 

 

Расписание движения поезда 641Ц, 641T по станциям. Время в пути 6 ч. 31 мин.

Номер

ОТ

ДО

Прибытие

Стоянка

Отправление

641Ц

Защита -

 

---

---

23:48

 

Новоустькаменогорск

 

23:55

2 мин.

23:57

 

О. п. 19 км

 

00:02

2 мин.

00:04

 

О. п. 23 км

 

00:14

2 мин.

00:16

 

О. п. 33 км

 

00:30

2 мин.

00:32

 

О. п. 36 км

 

00:38

2 мин.

00:40

 

Ермаковка

 

00:47

2 мин.

00:49

 

О. п. 42 км

 

00:59

2 мин.

01:01

 

О. п. 44 км

 

01:03

2 мин.

01:05

 

О. п. 45 км

 

01:06

2 мин.

01:08

 

О. п. 49 км

 

01:14

2 мин.

01:16

 

О. п. 51 км

 

01:19

2 мин.

01:21

 

О. п. 56 км

 

01:26

2 мин.

01:28

 

О. п. 57 км

 

01:30

2 мин.

01:32

 

О. п. 63 км

 

01:43

2 мин.

01:45

 

Огнёвка

 

02:01

2 мин.

02:03

 

О. п. 75 км

 

02:28

2 мин.

02:30

 

Серебрянка

 

02:54

15 мин.

03:09

 

Селезнёвка

 

03:41

2 мин.

03:43

 

Бухтарма

 

04:00

7 мин.

04:07

 

О. п. 122 км

 

04:17

2 мин.

04:19

 

О. п. 136 км

 

04:42

2 мин.

04:44

 

Заводинка

 

04:53

2 мин.

04:55

 

О. п. 148 км

 

05:16

2 мин.

05:18

 

Тургусун

 

05:36

2 мин.

05:38

 

О. п. 167 км

 

05:46

2 мин.

05:48

 

О. п. 174 км

 

06:07

2 мин.

06:09

 

 

- Зыряновск

06:19

---

---

Первая железная дорога в Зыряновске

По книге Данилевского Техника в России Москва, 1947.